Новости

Nature: изобретен
Фото из открытых источников

Nature: изобретен "вечный" механизм для портативных атомных часов

Физики из Университета Сассекса представили технологию, которая запускает портативные оптические атомные часы и поддерживает их стабильную работу.

Основой будущих оптических атомных часов стали микрогребенки. Они подсчитывают колебания «атомного маятника» в часах. Для этого атомные колебания с частотой из сотни триллионов раз в секунду преобразуются в 1 млрд раз в секунду - гигагерцовую частоту, поддающуюся измерению, пишет Хайтек.

Новые микрогребни основаны на электронных совместимых оптических микрочипах. Их изготавливают из сверхточных лазерных линий, равномерно расположенных в спектре, напоминающих гребень. Эти устройства очень чувствительны к различным внешним воздействиям.

Для работы микрогребенки необходим особый тип волны - резонаторный солитон. Как и обычный бензиновый двигатель, микрогребень преимущественно находится в «выключенном состоянии» и возвращается к нему при любых внешних воздействиях.

Исследователи с помощью волоконного лазера превратили резонансное состояние солитона в доминирующую стабильную фазу. Это значит, что любое внешнее воздействие вызывает автоматический перезапуск системы.

"По сути, мы создали «вечный двигатель» - вроде того, что используют в сериале «Сквозь снег», если вы его посмотрите, - который всегда возвращается в одно и то же состояние, если что-то нарушает его работу", - пояснил Алессия Паскуази, профессор Университета Сассекса и соавтор исследования.

В недавнем исследовании ученые установили квантовый предел скорости электроники. Процессы работы электроники невозможно ускорять без конца. Законы физики ограничивают рубеж такой скорости. Австрийские и немецкие ученые рассчитали диапазон потенциального квантового ускорения электронных приборов. Высшей точкой частоты периодических процессов стал 1 петагерц.

Российские исследователи совместно с немецкими коллегами математически описали процесс самоостановки света. Это явление, при котором скорость света падает в миллионы раз до нуля.

Ученые с помощью атомных часов обнаружили, что продолжительность дня на планете понемногу увеличивается. Точных объяснений этому явлению еще нет.